чухонский болотный божок (с)
Леопольд фон Захер-Мазох "Венера в мехах"

Так уж сложилось, что эта вещь привлекает внимание в основном всевозможных психологов, сексопатологов и прочих –ологов, а также любителей BDSM, а ведь она гораздо глубже и, если можно так выразиться, мудрее. «Венеру в мехах» можно рассматривать как притчу о взаимоотношениях людей, не обязательно мужчины и женщины и не обязательно только в любви и сексе, поскольку формула «каждый знает, как родственны друг другу сладострастие и жестокость» применима абсолютно ко всем сферам человеческих отношений (кто поспорит? ;)).

Но я люблю «Венеру» не только по этой причине. Дело в том, что по своей эстетической и философской позиции я принадлежу к романтикам (может, правильнее сказать – к неоромантикам?.. черт его знает, не силен я в ярлыках :kto: ), а «Венера в мехах» - это почти романтическое произведение. Во всяком случае, Северин – романтический персонаж, причем немецкий персонаж, а немецкий романтизм – это особая материя, это махровый романтизм, доведенный до высшей стадии, так сказать, романтизм в квадрате. Северин, как водится, влюбляется в картины и статуи, сам себя называет «сверхчувственным» и грезит об идеале (в образе «прекрасной деспотицы» в мехах). Казалось бы, обычная история.

Каждому, кто более или менее серьезно изучал литературу, известно, что идеал в романтизме априори недостижим. Поведение романтического героя в общем и целом всегда укалывается в одну из двух схем:

1) герой, вопреки очевидности, продолжает надеяться на обретение своего идеала, рваться к нему, стремиться к нему, бороться за него etc;

2) герой осознает, что идеал недостижим, испытывает жуткое разочарование и ударяется в то, что именуют байронизмом.

И лишь немногие авторы разрешают романтическую коллизию с идеалом нетрадиционным образом – дают герою его идеал. Захер-Мазох именно так и поступил, и Северин получил свою деспотицу в мехах.

И проклял тот час, когда ему впервые пришло в голову ЭТО пожелать.

Потому что заветная мечта обернулась жутким кошмаром.

И не могло быть иначе, потому что если боги хотят кого-то покарать, то дают этому несчастному то, о чем он просит.

Вообще я не очень люблю Бальмонта, но есть у него прекрасные строчки. И вот одна из них: «Если хочешь покоя – не заглядывай в бездны».


Комментарии
22.09.2005 в 22:52

ressentiment
Prince Nocturne

Никогда не поздно. Очень интересно было прочитать, спасибо!



«Если хочешь покоя – не заглядывай в бездны».

Как мудро в одном из своих фанфикшенов выразилась DieMarchen - любопытсво быстрее, чем все остальное заведет на темную сторону. :)
23.09.2005 в 19:06

чухонский болотный божок (с)
Рад, что вам понравилось :)



"Любопытство" в данном случае - не совсем правильное слово. Речь скорее идет о навязчивой идее, об "одной, но пламенной страсти". Хотя любопытство - тоже губительная штука, с этим не поспоришь.
29.09.2005 в 22:26

наша свобода родилась впереди нас
А были ли какие-нибудь романтики, которые обошли романтическую иронию?
30.09.2005 в 08:56

чухонский болотный божок (с)
Мне всегда казалось, что "романтическая ирония" - это, так сказать, просто снижение пафоса. Безусловно, в "Венере в мехах" она есть, но я говорил о другом.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии